Филателист.ru - портал для коллекционеров.
Все о марках, продажа, покупка, обмен, общение, форум.
Новости Статьи Аукционы Объявления Пресса Рассылки F.A.Q.
Филателист.ru
Форум Форум на главную написать письмо карта сайта Новое! Аукцион АУКЦИОН Блоги БЛОГИ Новое!   Авторизация Логин: Пароль:
Товары для филателиста
  
Нумизмат.ru предлагает:
Наши партнеры

Яндекс.Метрика
  

Главная | ФИЛАТЕЛИЯ КАК ИСКУССТВО | СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФИЛАТЕЛИИ

Альберт Эйнштейн подчеркивал, что коллекционирование и, в частности, филателия - это прекрасная форма активного отдыха, когда человек интеллектуального труда, отвлекаясь от повседневного процесса напряженных размышлений и уходя с головой в альбом с марками, переключается на иной лад творческого мысленного обобщения и систематизации находящегося перед его глазами.


В более юмористической форме социально-психологическую сущность коллекционирования передала шведская писательница Туве Янссон в известных сказочных повестях о Муми-троллях, когда один из персонажей скандинавского фольклора - Хемуль, собрав в своем альбоме все-все почтовые марки, вдруг погрустнел и заскучал, поскольку собирать ему оказалось больше нечего...

 Не вдаваясь в поиски гносеологических корней и социально-психологической сущности коллекционирования почтовых марок, польские врачи в шестидесятые годы обратили внимание своих зарубежных коллег на доказанные многолетней практикой многочисленные случаи более быстрой и успешной реабилитации детей, перенесших серьезные операции, когда в послеоперационный период их вовлекали в собирание марок. Одновременно с этим немецкие педагоги, подметив, что школьники, увлекающиеся собиранием почтовых марок, делают значительно большие по сравнению со своими одноклассниками успехи в изучении истории и географии, ввели в качестве факультативных занятий филателию в учебные программы начальной и средней школы.

Именно детская, молодежная филателия благодаря своей массовости послужила основой того, что, проведя некоторые аналитические исследования, ООН опубликовала статистику, по которой выходит, что филателия сегодня - это самая распространенная область коллекционирования в мире; а каждый пятнадцатый житель Земли (включая эпизодически увлеченного школьника) - это филателист, собирающий почтовые марки. Далее многолетние педагогические эксперименты в различных странах Западной Европы привели к тому, что филателия как активизирующее любознательность, дисциплинирующее внимание и поощряющее аккуратность занятие в качестве обязательного воспитательного элемента включена в программы начальных и средних школ. Немаловажным фактором, выступающим в пользу принятия в качестве отправной точки филателии, выступает развитость ее общественно доступной инфраструктуры. За более чем полуторавековой период существования почтовой марки и примерно такой же период признания филателии как самостоятельного вида коллекционирования, в мире оформился ряд национальных и международных коммерческих и общественных структур, определивших собирание марок как социально значимое явление. Начнем с того, что по мере охвата мира "маркоманией" - от фр. "тэмброанией" (а именно так первоначально именовалась филателия, имеющая в своей основе не французское, а греческое лингвистическое происхождение, что заставляло О.Фаберже - сына последнего главы известной ювелирной фирмы, страстно преданного собиранию марок, при каждом удобном случае подчеркивать: по-русски правильно говорить "филатЕлия", а не "филателИя", как это принято у нас, с оглядкой на якобы французские корни термина) - и создания клубов, кружков и обществ филателистов во всех странах дело дошло до того, что в 1926 году в Париже представители мировой филателистической общественности учредили ФИП - Международную федерацию филателии, сыгравшую впоследствии ключевую роль в организации и проведении всевозможных филателистических выставок, ярмарок и смотров. Значительно позже, в начале 60-х годов, оформились две другие международные филателистические организации - это ИФСДА - Международная федерация национальных ассоциаций филателистических дилеров и АИЖП - Международная ассоциация журналистов, пишущих на филателистические темы. И, наконец, в 1975 году возникла еще одна профессиональная филателистическая организация - АСКАТ - Международная ассоциация издателей каталогов и филателистической литературы. Помимо этих чисто филателистических организаций нельзя не отметить еще одну, старейшую, отмечающую в этом году свой 125-летний юбилей, международную организацию ВПС, Всемирный почтовый союз, являющийся, как известно, с 1946 года специализированным учреждением ООН и поддерживающий самые тесные контакты с мировой филателистической общественностью и профессиональной коммерческой филателией. Более того, с целью упорядочения и активизации подобных контактов, в 1997 году ВПС выступил с инициативой учреждения Всемирной ассоциации развития филателии, включившей в контактную группу представителей самого ВПС, а также ФМП, ИФСДА, АСКАТ и АИЖП. Таким образом, налицо не только наличие универсального международного хобби - коллекционирования почтовых марок, но и сформированная инфраструктура, оказывающая регулирующие воздействия как на отдельных филателистов, так и на их союзы и объединения. Все это позволяет без дополнительных слов перейти к постановке вопроса изучения социологии филателии. Социология филателии Развитие научной социологии у нас в стране знало немало полярных ситуаций: то эта наука бурно развивалась, то провозглашалась псевдоучением, обслуживающим буржуазную идеологию, а то вновь входила в моду, притягивая к себе отнюдь не социологические категории. Но как бы то ни было, о социологии филателии речи никогда не заходило. Почему? Думается, по целому ряду причин. Во-первых, стоит вспомнить, что и сама филателия в нашей стране то объявлялась полезным пролетарским занятием, помогающим языком почтовой марки проводить линию компартии, то вдруг становилась поборницей международного шпионажа (филателисты постоянно состоят в переписке с зарубежными собратьями по увлечению). А то вдруг опять коллекционирование марок попадает в поле зрения идеологов-коммунистов с целью приобщения широких масс к идеям марксизма-ленинизма. Много филателистов было неожиданно репрессировано и расстреляно в свое время только за то, что вели обмен с иностранцами. Обмен был по закону организован через специальные отделы (пункты), адреса наших филателистов там естественно были в картотеке и чекистам потом ничего не стоило всех вычислить. Страшное и глупое было время... Во-вторых, несмотря на периоды "фавора", филателия в общественном мнении расценивалась как какое-то чудачество: ею занимались либо в детстве, либо на пенсии. Ну, еще разве что в кино - достаточно вспомнить главного героя известного в начале 60-х годов фильма "Карьера Димы Горина", бывшего городского увальня-бухгалтера, вечерами рассматривавшего альбом с марками и ставшего "Человеком", лишь когда бросил прежнюю жизнь. Я уже писал, что большинство людей мало знают о коллекционировании почтовых марок. Как ситуация с айсбергом (филателией) - большую его часть видят только филателисты, а надводную все остальные... Так что увлечение марками аппаратчиками тщательно скрывалось, чтобы сохранить определенный стереотип "положительного героя". И, более того, рассказы об увлечении филателией Литвинова или Молотова стали достоянием слухов, когда оба госдеятеля оказались давно не у дел. Что же касается брежневского окружения, где также проявлялся серьезный интерес к коллекционированию, то практически никто из аппаратчиков тех лет не признается в своей "слабости", хотя некоторые из них и сегодня в активной политике, и признание в подобной человеческой слабости могло бы принести им дополнительные очки. В-третьих, отбросив два предыдущих мотива и настроившись на чисто прагматический лад, стоит вспомнить, что на протяжении долгого времени, да и сейчас, филателия рассматривается скорее как вспомогательная историковедческая дисциплина, как источниковедение, что также возводило определенные рамки рассмотрения ее социальной значимости. И, наконец, пропагандисты от филателии через доступные им каналы (в печати, по радио или телевидению) время от времени методично-менторски повторяли, что собирать марки полезно, поскольку это занятие расширяет кругозор, приобщает к новым знаниям, концентрирует внимание, терпение, вырабатывает и развивает такие замечательные качества, как аккуратность и усидчивость. Оттого за внешней завесой добропорядочности трудно было разглядеть поведенческие аспекты филателии, которые явственно вырисовывались в разные периоды современной отечественной истории с различными акцентами, свойственными для общественной жизни того или иного периода.

Андрей Стрыгин

Источник: http://collection.ng.ru/


Аукционы: новинки
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
Новости филателии
Подписка на новости:
12:09 | СКАНДАЛ В МОНАКО
Миниатюрное княжество Монако, примостившееся на нависающей над Средиземным морем скале, считается одним из богатейших государств мира. Делать деньги здесь умеют, как говорится, из ничего. Монако застроено банками, дорогими отелями, здесь знаменитое игральное казино Монте-Карло, здесь процветает туристский промысел. Заметим, что одна из крупных статей дохода Монако - эмиссия почтовых марок, предназначенных не столько для отправки писем, сколько для пополнения коллекций филателистов.

10:27 | ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
В то время как подделки в ущерб почте нередко расцениваются специалистами очень высоко, подделки в ущерб коллекцио­нерам имеют незначительную ценность. В лучшем случае они собираются экспертами как материал для сравнений. Из­готовители фальсификатов выбрасывают на филателистиче­ский рынок ничего не стоящие клочки бумаги, по возможности гашенные поддельными штемпелями, стремясь получить за них хорошую цену. Многих коллекционеров, слабо сведущих в филателии, соблазняют невысокие цены на эти, чаще всего «редкие» марки, и предлагаемый материал быстро расходится по альбомам.

10:24 | МАРКИ ЗЕЕБЕКА
Филателистический рынок предложения можно разделить на два сегмента: первичный и вторичный. На первом господствуют почтовые администрации, обладающие монопольным правом выпуска марок. Второй - это так называемые филателистические агентства, откупившие у некоторых почтовых администраций право выпуска и продажи знаков оплаты. Первым агентством, выступившим на первичном филателистическом рынке, стала фирма Зеебека. Появился даже специальный термин «марки Зеебека». Филателисты назвали их так по имени «создателя» Николаса Фридриха Зеебека.

Лента новостей
Объявления
Обсуждения на форуме