Филателист.ru - портал для коллекционеров.
Все о марках, продажа, покупка, обмен, общение, форум.
Новости Статьи Аукционы Объявления Пресса Рассылки F.A.Q.
Филателист.ru
Форум Форум на главную написать письмо карта сайта Новое! Аукцион АУКЦИОН Блоги БЛОГИ Новое!   Авторизация Логин: Пароль:
Товары для филателиста
  
Нумизмат.ru предлагает:
Наши партнеры

Яндекс.Метрика
  

Главная | ОШИБКИ НА МАРКАХ | ОШИБКИ ХУДОЖНИКОВ

Одними из самых интересных для коллекционирования являются марки с ошибками художников. Диапозон этих ошибок крайне широк: от видимых только знатоку исторических и фактографических погрешностей до явных ляпов заметных каждому.

 


 В истории ошибок художников очень известна ошибка на первых марках независимой Чехословакии, образовавшейся в 1918 г. на развалинах Австро-Венгерской мо­нархии. В декабре этого года появились первые марки нового государства. Их автором был известный художник Альфонс Муха. Мотивом марки он избрал пражские Градчаны — символ чехословацкой государственности. Под этим названием первые марки Чехословакии и вошли в историю филателии. Но Муха допустил ошибку: солнце встает над Градчанами не с той стороны, — там, где изображено дневное светило, оно вообще не всходит и не заходит. В оправдание ху­дожника многие чехословацкие филателисты говорят, что солнце здесь служит символом независимости государ­ственности, и что, как это было в случае с сеятельницей, от художника не следует требовать фактографической точности. Кстати сказать, аналогичную, но менее изве­стную ошибку еще раньше допустил другой художник, создавая проект марки острова Мартиника в 1908 г.: изобразив Форт Франс, он поместил восходящее солнце на юге.

 Флаги подвели не одного художника. Так, в марте 1937 г. польская почта издала марку в честь 150-летия конституции Соединенных Штатов Северной Америки. На марке ху­дожник В. Боратынский изобразил председателя Конвента по выработке конституции Джорджа Вашингтона, участников войны за независимость в Северной Америке — Тадеуша Костюшко и То­маса Пейна. Джордж Вашингтон держит флаг США с 48 звездами, хотя хорошо известно, что в его время штатов, а следовательно, и звезд было всего 13.

В ноябре 1972 г. французская почта выпустила марку, посвященную одному из эпизодов итальянс­кого похода Бонапарта. Директория назна­чила 30-летнего генерала Бонапарта коман­дующим армией, выступающей в поход против австрийцев. Он решил сделать Италию плацдар­мом французской буржуазии для завоевания всей Европы и Востока и в 1796 г. начал свою кампанию. На марке изображен широко известный момент битвы за Аркольский мост, когда Бонапарт, рискуя жизнью, со знаменем в руке под градом австрийских пуль и картечи личным примером увлек пехотинцев и вместе с ними овладел мостом. Но на марке художник и гравер Альберт Декарис вложил в руку Бонапарта трехцветный француз­ский флаг. Известно, что в этом бою Бонапарт держал в руке боевое знамя 5-го пехотного полка, ничего общего не имевшее с французским трехцветным государственным флагом, который был введен уже императором Наполеоном I лишь 16 лет спустя, в 1812 г.

В 1969 г. «удивила» французским флагом своих соседей за Ла-Маншем Великобритания. Она выпустила марку в честь первого полета сверхзвукового самолета «Конкорд» совместного англо-французского производства. На одной из трех марок серии в левом верхнем углу помещены французский и британский государственные флаги. Британский «Юнион Джек» напечатан правильно, а цвета французского флага перепута­ны и напечатаны в обратном порядке.

Ошибка такого же рода была допущена и советской почтой. В мае 1958 г. выпущена марка, посвященная совещанию министров связи социалистических стран в Москве. На марке по бокам картуша с текстом воспроиз­ведены флаги стран — участ­ниц совещания. На флаге ЧССР неправильно расположены горизонтальные полосы: белая полоса внизу, крас­ная  вверху,  а должно  быть  наоборот.  Ошибка была вскоре замечена, марки изъяты из обраще­ния и заменены исправленным выпуском.

 Известно и  множество других ошибок, допу­щенных по вине художников, редакторов, полигра­фистов,    готовящих    печатные   формы.   Многие знают, что президент США Франклин Рузвельт был   страстным   филателистом,   отдававшим   все свободное   время   маркам.   Филиппины,   Монако и некоторые другие страны изобразили на своих марках Рузвельта за любимым занятием, но не обошлось и без курьеза. На марке Монако он рассматривает через лупу свою левую руку, держащую марку. Непонятно лишь, что его так заинтересовало:   марка   или   собственная   левая рука,    на    которой   художник   явно   нарисовал лишний палец...

А на французской марке 1980 г. под лупой и даже без нее видно, что имя основоположника искусства немецкого Возрожде­ния Дюрера «офранцужено» и вместо «Альбрехт» явно напечатано «Альберт».

Несколько десятилетий филателисты считали, что на марке Ньюфаундленда 1866 г. художник погрешил против истины, изобразив на льдине тюленя не с передними ластами, а с лапами. Но в 20-х гг. нашего века художник был «реабилити­рован». Оказалось, что на Ньюфаундленде существует порода больших серых тюленей с передними лапами.

Но примерно в это же время почта Ньюфа­ундленда «взяла реванш» по ошибкам на марках. В 1928 г. она выпустила марку с картой страны. На чужие территории Ньюфаундленд не претендовал, поскольку этот остров в 1949 г. сам был присоединен к Канаде. Но на марке 1928 г. непра­вильно обозначены два мыса — Баулд и Норман. Первый нанесен на севере, второй — на юге. На самом деле, должно быть наоборот. В следующем году ошибка была исправлена.

На ямайской марке 1932 г. плоды на банановом дереве растут не кверху, как им положено по законам природы, а книзу. На австрийской марке 1934 г. у лыжника оказались почему-то переверну­тыми уши. На американской марке 1944 г. изобра­жен паровоз, у которого струя дыма направлена в одну сторону, а развевающийся флаг — в другую.

Забавная ошибка допущена на марке Фи­липпинских островов в 1932 г. Текст на марке гласит: «Пагсанджанские водопады», а в действи­тельности на марке изображены Вернальские водопады Иосемитского парка в Калифорнии, отстоящие от Филиппин на несколько тысяч километров.

Есть на марках и чисто филателистические ошибки. Например, на бельгийской марке 1965 г., изображающей фрагмент настенной росписи зала Брюссельского почтамта. Автор этой росписи — художник Ван ден Буш. На марке «отец почтовой марки и филателии» Роуленд Хилл показывает ребятишкам альбом, в котором почтовые миниатю­ры расклеены на соседних страницах. Филателисты   же,   во   избежание   порчи   марок расклеивают их только на одной стороне листа, оставляя его оборот чистым. Кроме того, Хилл берет марку не пинцетом, а пальцами. Может быть, в XIX в. это и было принято, но ныне такие вольнос­ти в обращении с марками не допускаются.

Иногда причиной ошибок является случайно перевернутый при подготовке печатных форм диапозитив. В результате, например на марке ГДР 1956 г., посвященной первой годовщине со дня смерти выдающегося немецкого писателя Томаса Манна, на его портрете пробор, который он носил слева, переместился на правую сторону головы. Лишь через 19 лет, при издании марки, Посвященной 20-й годовщине со дня его смерти эта ошибка была исправлена — и на другом портрете пробор находится на своем месте. Из-за перевернутого диапозитива на некоторых марках мужская одежда оказывается застегнутой «по-женски», т. е. справа налево, а женская — застегнутой «по-мужски», т. е. слева направо. Так случилось, например, на марке той же ГДР 1964 г., посвященной конгрессу женщин страны, — одеж­да изображенной крестьянки явно застегнута «по-мужски».

Иллюстрирует подобные ошибки также марка 1983 г., изданная в Швейцарии. На ней изображен известный горный массив Юнгф­рау, но весь рисунок перевернут: то, что должно быть слева, находится справа, и наоборот. Работники издательства такие ляпсусы называют емким словом «зеркалка».

Не повезло маркам многих стран на спортивные темы. Так, на одной из марок 7-марочной серии, изданной в июне 1976 г. испанской почтой для Андорры и посвященной летним Олимпийским играм в Монреале, изображен лыжник-слало­мист. Почтовые администрации некоторых жарких стран, где никогда не бывает снега, любят выпускать большие красочные серии марок по поводу зимних Олимпийских игр. Здесь, вероятно, сказывается не так тоска по снегу, как стремление увеличить доходы казны за счет филателистов. В 1968 г. почта Республики Бурунди выпустила 7-марочную серию, посвященную X зимним Олимпийским играм. На одной из марок лыжник прыгает с трамплина, стоя перпендикулярно лыжам, а на другой, изображающей скоростной бег на коньках, у спортсменов — короткие хоккейные коньки. Серия с блоком издана в зубцовом и беззубцовом вариантах.

В африканской Республике Чад марочные художники, вероятно, не очень разбираются в различиях между хоккеем на льду и хоккеем на траве. Это привело к тому, что на одной из спортивных марок появился хоккейный вратарь в полных доспехах со всеми положенными атрибутами, защищающий свои ворота, которые стоят на зеленом травяном поле.

Подобную «неразборчивость» обнаруживают и художники Бутана, на одной из марок которого футболисты играют в длинных белых одеждах. В 1968 г. появилась польская серия, посвя­щенная XIX летним Олимпийским играм в Мехи­ко. На марке, изображающей борьбу за мяч баскетболистов (мужчин), на груди одного из них ясно читается игровой номер «3», хотя даже начинающие болельщики знают, что в баскетболе игроки носят номера с 4-го по 15-й. Странным образом та же ошибка через два месяца проникла и в олимпийскую серию Марокко, где на 20-сантимовой марке изображен баскетбо­лист с той же злополучной тройкой.

В венгерской серии, посвященной зимним Олимпийским играм 1972 г. в Саппоро, есть марка, изображающая момент соревнования по бобслею. В честь страны — хозяйки Олимпиады «боб» назван «Япония». Но удивительно, что в нем мчатся не два или четыре спортсмена, как полагается, а...три. То ли это что-то новое в данном виде спорта, то ли четвертого на большой скорости потеряли. 


Аукционы: новинки
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
Новости филателии
Подписка на новости:
12:09 | СКАНДАЛ В МОНАКО
Миниатюрное княжество Монако, примостившееся на нависающей над Средиземным морем скале, считается одним из богатейших государств мира. Делать деньги здесь умеют, как говорится, из ничего. Монако застроено банками, дорогими отелями, здесь знаменитое игральное казино Монте-Карло, здесь процветает туристский промысел. Заметим, что одна из крупных статей дохода Монако - эмиссия почтовых марок, предназначенных не столько для отправки писем, сколько для пополнения коллекций филателистов.

10:27 | ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
В то время как подделки в ущерб почте нередко расцениваются специалистами очень высоко, подделки в ущерб коллекцио­нерам имеют незначительную ценность. В лучшем случае они собираются экспертами как материал для сравнений. Из­готовители фальсификатов выбрасывают на филателистиче­ский рынок ничего не стоящие клочки бумаги, по возможности гашенные поддельными штемпелями, стремясь получить за них хорошую цену. Многих коллекционеров, слабо сведущих в филателии, соблазняют невысокие цены на эти, чаще всего «редкие» марки, и предлагаемый материал быстро расходится по альбомам.

10:24 | МАРКИ ЗЕЕБЕКА
Филателистический рынок предложения можно разделить на два сегмента: первичный и вторичный. На первом господствуют почтовые администрации, обладающие монопольным правом выпуска марок. Второй - это так называемые филателистические агентства, откупившие у некоторых почтовых администраций право выпуска и продажи знаков оплаты. Первым агентством, выступившим на первичном филателистическом рынке, стала фирма Зеебека. Появился даже специальный термин «марки Зеебека». Филателисты назвали их так по имени «создателя» Николаса Фридриха Зеебека.

Лента новостей
Объявления
Обсуждения на форуме