Филателист.ru - портал для коллекционеров.
Все о марках, продажа, покупка, обмен, общение, форум.
Новости Статьи Аукционы Объявления Пресса Рассылки F.A.Q.
Филателист.ru
Форум Форум на главную написать письмо карта сайта Новое! Аукцион АУКЦИОН Блоги БЛОГИ Новое!   Авторизация Логин: Пароль:
Товары для филателиста
  
Нумизмат.ru предлагает:
Наши партнеры

Яндекс.Метрика
  

Главная | ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПОЧТЫ | ПЕРВАЯ РУССКАЯ МАРКА

В Санкт-Петербургском музее связи имени А.С.Попова хранится самый ранний проект первой российской марки. Он представляет собой тонко исполненный черной тушью рисунок, наклеенный на лист картона, на котором внизу сделана надпись: "Проект рисунка первой русской почтовой марки, представленной Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года". С этого проекта и началась история русской филателии...


 

В 1851 году управляющий перевозками почт по железным дорогам Алексей Прохорович Чаруковский был командирован за границу для изучения почтового дела. Объехав за год многие страны, Чаруковский привез не только сведения об использовании железных дорог для перевозки почты по железным дорогам. Объехав за год многие страны, Чаруковский привез не только сведения об использовании железных дорог для перевозки почты, но и о применении почтовых марок. В Англии он побывал в типографии фирмы "Перкинс, Бекон и Питч", где печатались почтовые марки и внимательнейшим образом ознакомился со всем производственным процессом. Познакомился Чаруковский и с почтовыми правилами Пруссии "О введении почтовых марок и порядке их использования", во Франции он внимательно наблюдал за работой персонала почтовых вагонов. Возвратившись в Санкт-Петербург с большим багажом впечатлений, фактов и технологий применения почтовых марок, Чаруковский пишет записку "О введении штемпельных марок в России". Однако начавшаяся в 1853 году Крымская война отложила рассмотрение предложений Чаруковского. Только в конце 1855 года Чаруковского попросили представить подробный доклад о штемпельных конвертах и марках, применявшихся за границей. Он составил его и подробно описал способы изготовления и применения, гашения и продажи марок. Он писал, что введение марок в России было бы весьма удобным для населения, а прибыль от их продажи с избытком покрыла бы расходы на изготовление. Он предлагает ввести круглые марки, так как, по его мнению, марки прямоугольные, неаккуратно наклеенные на конверт могут задеть за ящик или другие письма и отклеиться. Описал он и машину перфорирования, которая окружает каждую марку непрерывным рядом небольших отверстий, так что их можно без ножниц легко отрывать одну от другой. Не оставил он без внимания и вопрос о номиналах марок, предложив их изготовлять в 10, 20 и 30 копеек. серебром соответственно за 1, 2 и 3 лота веса. Чаруковский советовал для марок использовать бумагу с шелковыми нитями, а для предотвращения подделок делать ее с водяными знаками.

Вопрос о выпуске марок был решен Министерством финансов положительно, и Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) стала готовиться к изданию марок. По эскизам управляющего типографским отделением ЭЗГБ Я.Рейхеля были выгравированы два штемпеля для печатания марок. Были сделаны пробы. Оба типа марок имели форму круга диаметром 28.5 мм.

Первый тип: во внутреннем круге на фоне перекрещивающихся линий изображен двуглавый орел с двумя почтовыми рожками над ним, по кругу надпись: «10 коп: за лот». Буквы надписи цветные вверху, белые внизу.

Второй тип: во внутреннем круге на фоне пересекающихся линий изображена голова Меркурия с двумя почтовыми рожками под ней. По кругу те же, что и у первого типа надписи.

Оба типа проб были отпечатаны в четыре цвета. По две пробы каждого цвета были погашены. Пробные «штемпельные марки» после экспертизы Чаруковского фактически были отвергнуты. Прежде всего, он рекомендовал вырезать герб так, чтобы во избежание подделок при оттиске он давал рельефное изображение. В верхней части марки он рекомендовал сделать надпись «почтовая марка». Кроме того, Чаруковский изменяет свое мнение по поводу формы марки, предложив выпустить их прямоугольными и таким форматом, чтобы на листе помещалось по 100 марок.

В октябре 1856 г. в типографии ЭЗГБ была напечатана вторая пробная серия почтовых марок. Однако, судя по тому, что новый тип марки мало чем отличался от ранее предлагаемых, проект вновь был отвергнут.

Вот здесь к работе над проектом почтовой марки и подключился старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер. Прочитав заключение Чаруковского на первые пробы, он сам взялся за изготовление образцов. Было изготовлено несколько образцов номиналом 5, 10, 20 и 30 коп. Для вех марок был принят общий рисунок, достоинство марки обозначалось только надписью и цветом.

Почтовый департамент одобрил образцы, за исключением марки в 5 коп. Всего за два месяца ЭЗГБ изготовило 51 пробный оттиск, как на простой бумаге, так и на специальной с водным знаком. Необходимость в таком количестве проб была обусловлена не только была обусловлена не только тем, чтобы подобрать бумагу и отработать технологию печати, но сложностями в выборе цвета. Из многочисленных проб Почтовый департамент отобрал три: для 10-копеечной марки – коричневая с синим центром, для 20-копеечной – синяя с оранжевым центром, для 30-копеечной – карминовая с желто-зеленым центром.

Утвержденные образцы передали в ЭЗГБ для тиражирования и вскоре в типографском отделении сколпилось солидное количество готовых 10-копеечных марок. Они были без зубцов. Перфорационная машина, заказанная в Венской придворной типографии, к тому времени еще не поступила. А когда ее привезли, то убедились, что быстро ее наладить не удастся. Решено было выпустить часть тиража 10-копеечных без зубцов (их выпустили 3 млн. экземпляров), а когда наладили работу машины, стали выпускать марки с перфорацией. Необходимость обеспечить почтовые конторы 10-копееными марками привела к задержке выпуска марок высоких номиналов. Первые их партии были переданы в Почтовый департамент лишь в конце января.

Специальная инструкция предписывала инструкция предписывала почтовым конторам немедленно по получении марок открыть их продажу, взимая за письма по действующей таксе: за 1-лотные письма по 10 копеек, за 2-лотные – по 20 копеек., за 3-лотные по 30 копеек. С 1 января 1858 года (а в Сибири, на Кавказе и в Закавказье с 1 марта) простые частные письма по стране отправляются только с почтовыми марками, которые гасились крестообразным подчеркиванием. Однако письма – денежные, страховые, со вложением ценных вещей, письма, следующие при посылках, письма за границу и письма, адресованные на имя «Высочайших особ», должны были по-прежнему посылаться без марок – за установленную плату.


Аукционы: новинки
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
Новости филателии
Подписка на новости:
12:09 | СКАНДАЛ В МОНАКО
Миниатюрное княжество Монако, примостившееся на нависающей над Средиземным морем скале, считается одним из богатейших государств мира. Делать деньги здесь умеют, как говорится, из ничего. Монако застроено банками, дорогими отелями, здесь знаменитое игральное казино Монте-Карло, здесь процветает туристский промысел. Заметим, что одна из крупных статей дохода Монако - эмиссия почтовых марок, предназначенных не столько для отправки писем, сколько для пополнения коллекций филателистов.

10:27 | ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
В то время как подделки в ущерб почте нередко расцениваются специалистами очень высоко, подделки в ущерб коллекцио­нерам имеют незначительную ценность. В лучшем случае они собираются экспертами как материал для сравнений. Из­готовители фальсификатов выбрасывают на филателистиче­ский рынок ничего не стоящие клочки бумаги, по возможности гашенные поддельными штемпелями, стремясь получить за них хорошую цену. Многих коллекционеров, слабо сведущих в филателии, соблазняют невысокие цены на эти, чаще всего «редкие» марки, и предлагаемый материал быстро расходится по альбомам.

10:24 | МАРКИ ЗЕЕБЕКА
Филателистический рынок предложения можно разделить на два сегмента: первичный и вторичный. На первом господствуют почтовые администрации, обладающие монопольным правом выпуска марок. Второй - это так называемые филателистические агентства, откупившие у некоторых почтовых администраций право выпуска и продажи знаков оплаты. Первым агентством, выступившим на первичном филателистическом рынке, стала фирма Зеебека. Появился даже специальный термин «марки Зеебека». Филателисты назвали их так по имени «создателя» Николаса Фридриха Зеебека.

Лента новостей
Объявления
Обсуждения на форуме