Филателист.ru - портал для коллекционеров.
Все о марках, продажа, покупка, обмен, общение, форум.
Новости Статьи Аукционы Объявления Пресса Рассылки F.A.Q.
Филателист.ru
Форум Форум на главную написать письмо карта сайта Новое! Аукцион АУКЦИОН Блоги БЛОГИ Новое!   Авторизация Логин: Пароль:
Товары для филателиста
  
Нумизмат.ru предлагает:
Наши партнеры

Яндекс.Метрика
  

Главная | ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПОЧТЫ | ЯМСКАЯ ГОНЬБА И ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕГУЛЯРНАЯ ПОЧТА

Рост про­изводительных сил, постепенное разви­тие товарно-денежных отношений, прео­доление остатков феодальной раздроб­ленности, формирование всероссийско­го рынка, укрепление экономических, внутри- и внешнеполитических позиций Московского государства, необходи­мость укрепления господства правяще­го класса требовали постоянного рас­ширения и совершенствования государ­ственной системы почтовой связи.


В 1665 г. царь Алексей Михайлович (1645 — 1675) распорядился организо­вать первую регулярно действующую почту для связи с зарубежными стра­нами. В следующем году была основа­на почтовая линия на Ригу (Лифляндия), установлена почтовая связь с Кур­ляндией и Швецией. Регулярную почту организовал голландец Ван Сведен (Ян фан Свиден, Иван фон Сведен), а в 1668 г. она была передана Леонтию Марселиусу (Марселису). После его смерти в 1670 г. почтой ведает брат Леонтия Петр, а затем отец, тоже Петр Марселиус, с 1675 г. — первый русский почтмейстер Андрей Андреевич Виниус, а с 1693 г. — его сын Матвей Андреевич. Однако подлинным организатором и руководителем постоянно действующей государственной почты в России и ее международных линий был один из вы­дающихся прогрессивных деятелей вто­рой половины XVII в., глава Посоль­ского приказа боярин Афанасий Лав­рентьевич Ордин-Нащокин (1605 — 1630), "царской большой печати и го­сударственных великих посольских дел оберегатель", т. е., как называл его историк В. О. Ключевский, государ­ственный концлер. А. Л. Ордин-Нащо­кин основал в 1669 г. и вторую важную международную линию, так называемую Виленскую (или Смо­ленскую), которая связала Москву с Польшей через Можайск, Вязьму, Смо­ленск, Могилев, Минск на Вильну, где тогда находилась резиденция польского короля. Оттуда при необхо­димости почту доставляли в Кенигс­берг и передавали почте Турн-и-Такси-сов. В заключенном Ордин-Нащокиным Андрусовском перемирии (1667) России с Речью Посполитой в пункте об организации этой линии впервые в России официально употребляется сло­во "почта".

Ямской гоньбой из Рижской и Виленской линиям ведал не Ямской, а Посольский приказ.

По распоряжению А. Л. Ордин-Нащокина ямщиков одели в "зипуны с признаком" -форменные кафтаны зеленого сукна с наши­тыми на груди красными суконными дву­главым орлом и почтовым рожком. Ямщи­ков вскоре начали звать почтарями. На рем­не они носили медный почтовый рожок, не­сколько позднее почтарям выдали медные нагрудные знаки.

Почта продолжая обслуживать госу­дарственные нужды, получает право принимать за плату письма (грамотки) и от частных лиц. Постепенно совер­шенствовалась работа почты на старых линиях, открывались новые. В 1693 г. начала работать Архангелогородская почта, связавшая Москву с Архангель­ском, а в 1698 г. — Сибирская, устано­вившая связь между Москвой и Тоболь­ском, откуда почта отправлялась в Нер­чинск и Якутск.

Ямская гоньба пришла на сме­ну повозу в ряде русских княжеств еще в XIII в. Татарские баскаки на мес­те прежних станов создали свои почто­вые станции, называвшиеся "дзям" (дорога). Отсюда, вероятно, и пошло "ям, ямская гоньба". Среди ученых нет единого мнения о происхождении этих слов, но многие обращают внимание на то, что термин "ямщик" сходен по звучанию с тюркским "ямчи" (почто­вый смотритель), а еще больше с пер­сидским "ямджик" (гонец).

Русский повоз разделился на три по­дати: подводную, ям и корм. Официаль­ных лиц и гонцов стали возить ямщики (ямские охотники — выбранные добро­вольцы). Тяглые крестьяне были обяза­ны доставлять только грузы (эта по­винность называлась подводной, или просто подводой). Население, кроме то­го, обязывалось снабжать проезжающих продуктами, а лошадей фуражом. Полу­чая ханские ярлыки на княжение, рус­ские князья, а затем великие князья Московские строго следили за исправ­ностью ямской гоньбы. Для укрепления своей власти они нуждались в государственной системе транспортных перево­зок и службе гонцов. По существу, и в этом Московское государство пред­восхитило государственную почтовую службу в Западной Европе.

Дороги, которые вели от Москвы к окраинам, назывались ямскими. Че­рез каждые 20 - 30 верст находи­лись ямские дворы (ямы) — станции, где сменяли и кормили лошадей, от­дыхали и ели путники.

Сначала ямской гоньбой ведали каз­начеи великого князя через ямских дьяков. С середины XVI в. ею ведает Ямская изба, а в 70-х годах XVI в. уч­реждается отдельный Ямской приказ в Кремле. В его обязанности входила организация ямских слобод и ямов, руководство их работой, "выколачива­ние" с тяглового населения ямских де­нег. О значении, которое придавалось деятельности Ямского приказа, свидетельствует хотя бы то, что во главе его стояли многие выдающиеся государ­ственные деятели своего времени: А. В. Хилков, Ф. В. Волынский, И. А. Хо­ванский, К. Ф. Нарышкин. В 1618 -Г619 и 1625 — 1628 гг. главой приказа (судьей) был знаменитый военачальник князь Д. М. Пожарский.


Аукционы: новинки
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
Новости филателии
Подписка на новости:
12:09 | СКАНДАЛ В МОНАКО
Миниатюрное княжество Монако, примостившееся на нависающей над Средиземным морем скале, считается одним из богатейших государств мира. Делать деньги здесь умеют, как говорится, из ничего. Монако застроено банками, дорогими отелями, здесь знаменитое игральное казино Монте-Карло, здесь процветает туристский промысел. Заметим, что одна из крупных статей дохода Монако - эмиссия почтовых марок, предназначенных не столько для отправки писем, сколько для пополнения коллекций филателистов.

10:27 | ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
В то время как подделки в ущерб почте нередко расцениваются специалистами очень высоко, подделки в ущерб коллекцио­нерам имеют незначительную ценность. В лучшем случае они собираются экспертами как материал для сравнений. Из­готовители фальсификатов выбрасывают на филателистиче­ский рынок ничего не стоящие клочки бумаги, по возможности гашенные поддельными штемпелями, стремясь получить за них хорошую цену. Многих коллекционеров, слабо сведущих в филателии, соблазняют невысокие цены на эти, чаще всего «редкие» марки, и предлагаемый материал быстро расходится по альбомам.

10:24 | МАРКИ ЗЕЕБЕКА
Филателистический рынок предложения можно разделить на два сегмента: первичный и вторичный. На первом господствуют почтовые администрации, обладающие монопольным правом выпуска марок. Второй - это так называемые филателистические агентства, откупившие у некоторых почтовых администраций право выпуска и продажи знаков оплаты. Первым агентством, выступившим на первичном филателистическом рынке, стала фирма Зеебека. Появился даже специальный термин «марки Зеебека». Филателисты назвали их так по имени «создателя» Николаса Фридриха Зеебека.

Лента новостей
Объявления
Обсуждения на форуме