Филателист.ru - портал для коллекционеров.
Все о марках, продажа, покупка, обмен, общение, форум.
Новости Статьи Аукционы Объявления Пресса Рассылки F.A.Q.
Филателист.ru
Форум Форум на главную написать письмо карта сайта Новое! Аукцион АУКЦИОН Блоги БЛОГИ Новое!   Авторизация Логин: Пароль:
Товары для филателиста
  
Нумизмат.ru предлагает:
Наши партнеры

Яндекс.Метрика
  

Главная | СЮЖЕТЫ И ТЕМЫ | ОЛИМПИЙСКАЯ ТЕМА В ФИЛАТЕЛИИ

Олимпийская филателия родилась вместе с современными Олимпийскими играми. Становление и развитие спортивной филателии тесно переплетается с генезисом олимпийского движения. Посмотрим, как происходило это развитие, обратившись к некоторым олимпийским выпускам.


Поводом для издания серии из 12 почтовых марок с восемью сюжетами послужили финансовые проблемы, с которыми столкнулись организаторы Игр I Олимпиады в Афинах. Серия марок имеет пять сюжетов, связанных с Олимпийскими играми в Олимпии (рельеф постамента статуи Полидама, скульптура Мирона "Дискобол ", квадрига, скульптура "Гермес с Дионисом" и скульптура богини Ники работы Пэония). Один сюжет связан с Панафинейскими играми (панафинейская амфора - приз победителю игр), а два сюжета - с современными Играми в Афинах (стадион и знаменитый памятник Акрополь).

Эскизы марок создавались французским графиком профессором Г. Гильероном, проживавшим в Греции. Гравюры по его рисункам изготовил его соотечественник, известный гравер Е. Мушон. Консультантом в выборе сюжетов был директор музея нумизматики в Афинах профессор А. Своронас. Печатались марки в правительственной типографии в Париже. Такое содружество привело к созданию не только предметов декоративно-при кладного искусства, но и замечательных произведений графического изобразительного искусства. Впервые на графических миниатюрах - почтовых марках - было ярко воплощено содружество спорта и искусства. Марки поступили в почтовое обращение в день открытия Игр, а не на второй день, как ошибочно считает подавляющее большинство отечественных авторов. Таким образом, филателия стала источником олимпийского образования с первого дня современных Олимпийских игр. Для этого были созданы особые условия. Королевскими указами оплата всей корреспонденции с 25 марта 1896 года по 31 марта 1897 года (по старому стилю) производилась только олимпийскими марками. После этого они были лишены всех привилегий и использовались в почтовом обращении наравне с обычными марками. Тиражи марок были от 52 200 до 4 000 000 экз. В то время ни одна газета не могла сравниться с марками по тиражам. Не зная границ и расстояний, почта доходила до самых отдаленных и труднодоступных уголков нашей планеты. Информация в прессу поступала непродолжительное время, а с помощью филателии растянулась на четыре года, вплоть до 1918 года. С 1861 года и до Олимпийских игр 1896 года в Греции выпускались марки только с изображени ем головы Гермеса. Новые сюжеты олимпийской серии марок вместо однообразного изображения Гермеса усилили эффект зрительного восприятия - главного в изобразительном искусстве. Резкая смена сюжетов невольно обращала внимание на познавательную сторону новых марок, которые давали знания не только о древнегреческих Олимпиадах, но и о современных Играх. На них указаны название, место и год проведения Игр. Все это позволяет сказать, что на самом раннем этапе развития Олимпийских игр филателия была главным источником олимпийского образования. Специальные ручные и машинные штемпеля Всемирных выставок 1900 и 1904 годов и отсутствие таковых в честь Игр подчеркивают роль выставок и Олимпийских игр. Игры были лишь частью развлекательной программы выставок и представляли собой серию отдельных соревнований, которые проводились в течение полугода.

В 1906 году исполнилось 10 лет первым Играм современности. В ознаменование этого юбилея в Афинах были проведены внеочередные, юбилейные, Олимпийские игры. К Играм в Афинах была отпечатана серия из 14 марок с 9 сюжетами, которые возвращают нас к Олимпиадам древности. Каждая миниатюра явилась репродукцией древнегреческого произведения или воспроизводила сюжеты из древнегреческой мифологии. Их оригиналы хранятся в музейных собраниях разных стран. На первых двух марках изображен Аполлон, метающий диск. Этот сюжет взят с серебряной тетрадрахмы острова Кос (455 г. до н.э.). На следующих двух марках изображен прыгун с гантелями. Две миниатюры посвящены крылатой богине Нике. Один сюжет взят с серебряной монеты города Тируни, а другой позаимствован у античного произведения жанрового плана. Есть в серии и марки, мифологические сюжеты которых хорошо известны. Это знаки почтового сбора в 20, 25 и 50 лепт. На двух воспроизведен кульминаци онный момент одного из подвигов Геракла - похищение золотых яблок из сада Гесперид. На третьей изображена борьба Геракла с Антеем в Ливии. Три марки посвящены бегу на длинные дистанции. Рисунок перенесен с панафинейской амфоры. Одна из миниатюр посвящена панкратио ну. Сюжет рисунка взят с мраморной копии скульптуры IV века до нашей эры, хранящейся в галерее Уффици (Флоренция). Сюжетом последней марки стала церемония жертвоприношения в честь Игр. Эта серия значительно расширила знания о древнегреческих Олимпиадах. Тиражи марок были чуть больше и колебались от 102 500 до 4 505 000 экз. Согласно Королевским указам с 25 марта 1906 года по 31 марта 1907 года на почте принимались только марки олимпийской серии. На этот раз серия поступила в почтовое обращение за 15 дней до начала Игр, что способство вало улучшению их рекламы. Почта Греции использовала опыт применения специальных ручных штемпелей на Всемирных выставках и впервые применила три таких штемпеля. Этими штемпелями гасили корреспонденцию на стадионе, в Заппеоне и в одном из помещений Акрополя. Как на марках, так и на штемпелях был текст "Олимпийские игры". Штемпеля применялись в дни Игр, а в Заппеоне и в течение трех дней после них. Марки использовались на почте активно до 1911 года и реже вплоть до 1919 года. Информация об этих Играх в средствах печати очень скупа до сих пор, поэтому можно утверждать, что главным источником информации снова была филателия.

Игры IV Олимпиады прошли в рамках франко-британской выставки. Снова повторилась картина Игр в Париже и в Сент-Луисе. Британская почтовая администрация выпустила два круглых ручных специальных штемпеля выставки. Еще один штемпель с текстом: "Стадион / франко-британская выставка" в обращение почему-то не поступил. Несколько оттисков с датой 9 июля 1908 года хранятся в архиве почтового ведомства Великобритании.

Очередные Игры 1912 года прошли в Стокгольме. Около 300 специальных бланков телеграмм с изображением стадиона и текстом: "Стадион / Стокгольм / Швеция / Олимпийские игры / 29 июня - 22 июля 1912" и "Служащие стокгольмского телеграфа адресуют всем свои наилучшие пожелания в Новом году. 1 января 1912" - были посланы как новогодние поздравления. По инициативе НОК Швеции на стокгольмском почтамте впервые использовался специальный машинный штемпель с текстом: "Олимпийские игры в Стокгольме / 29 июня - 1912 - 22 июля" на шведском и английском языках одновременно. В Гетеборге на корреспонденцию, отправляющуюся в США и Канаду, ставили транзитный штемпель с рекламным текстом: "Олимпийские игры/Стокгольм 1912/29 июня - 22 июля". Оба штемпеля применялись с марта, что заранее давало информацию о предстоящих Играх. Рекламные штемпеля в то время использовались редко и сразу же привлекали к себе внимание, а наличие специального текста только усиливало его зрительное восприятие. Они ставились на всю корреспонденцию, уходящую из этих мест. Особенно много отправлений за несколько месяцев было с почтамта. В отделениях связи, расположенных вблизи стадиона, применялись два ручных штемпеля с текстом: "Стокгольм / стадион", а также наклейка для заказных отправлений с аналогичным названием. Порядковый номер Олимпиады "V" впервые появился на служебных почтовых конвертах Оргкомитета Игр. С мая 1910 года по июль 1913 года секретариатом Оргкомитета было отправлено 87 676 таких конвертов во многие страны мира. Несмотря на отсутствие выпуска марок информация об Играх была большой и разносторонней. Филателия стала одним из ведущих источников олимпийского образования.

использованы материалы сайта olympic-stamps.ru

 


Аукционы: новинки
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
2000.00 USD
Новости филателии
Подписка на новости:
12:09 | СКАНДАЛ В МОНАКО
Миниатюрное княжество Монако, примостившееся на нависающей над Средиземным морем скале, считается одним из богатейших государств мира. Делать деньги здесь умеют, как говорится, из ничего. Монако застроено банками, дорогими отелями, здесь знаменитое игральное казино Монте-Карло, здесь процветает туристский промысел. Заметим, что одна из крупных статей дохода Монако - эмиссия почтовых марок, предназначенных не столько для отправки писем, сколько для пополнения коллекций филателистов.

10:27 | ФАЛЬСИФИКАТОРЫ
В то время как подделки в ущерб почте нередко расцениваются специалистами очень высоко, подделки в ущерб коллекцио­нерам имеют незначительную ценность. В лучшем случае они собираются экспертами как материал для сравнений. Из­готовители фальсификатов выбрасывают на филателистиче­ский рынок ничего не стоящие клочки бумаги, по возможности гашенные поддельными штемпелями, стремясь получить за них хорошую цену. Многих коллекционеров, слабо сведущих в филателии, соблазняют невысокие цены на эти, чаще всего «редкие» марки, и предлагаемый материал быстро расходится по альбомам.

10:24 | МАРКИ ЗЕЕБЕКА
Филателистический рынок предложения можно разделить на два сегмента: первичный и вторичный. На первом господствуют почтовые администрации, обладающие монопольным правом выпуска марок. Второй - это так называемые филателистические агентства, откупившие у некоторых почтовых администраций право выпуска и продажи знаков оплаты. Первым агентством, выступившим на первичном филателистическом рынке, стала фирма Зеебека. Появился даже специальный термин «марки Зеебека». Филателисты назвали их так по имени «создателя» Николаса Фридриха Зеебека.

Лента новостей
Объявления
Обсуждения на форуме